
Дизельное топливо — это жидкое моторное топливо, предназначенное для использования в дизельных двигателях внутреннего сгорания. В отличие от бензина, в дизельных двигателях воспламенение топливовоздушной смеси происходит без свечи зажигания — только за счёт сжатия и высокой температуры.
Дизельное топливо получают из нефти в процессе переработки на нефтеперерабатывающих заводах. Оно представляет собой смесь углеводородов (С10–С22), преимущественно парафиновых, нафтеновых и ароматических.
Существуют также альтернативные дизельные топлива:
- Биодизель (из растительных масел и животных жиров);
 - Синтетическое дизтопливо (например, по технологии GTL — gas-to-liquid).
 
Основные характеристики
| Параметр | Значение / Описание | 
| Цетановое число | ≥ 51 (Евро-5), характеризует способность к воспламенению | 
| Плотность при 15°C | 820–860 кг/м³ | 
| Температура вспышки | ≥ 55°C (безопаснее бензина) | 
| Температура застывания | Зависит от сорта: от 0°C до -50°C | 
| Содержание серы | ≤ 10 мг/кг (Евро-5), ≤ 50 мг/кг (Евро-4) | 
| Вязкость при 40°C | 2.0–4.5 мм²/с | 
| Классы по экологии | Евро-3, Евро-4, Евро-5, Евро-6 | 
Виды дизельного топлива по сезону
- Летнее (Л) — используется при температуре не ниже +5°C.
 - Зимнее (З) — устойчиво до -30°C (используется при температуре до −20…−25°C).
 - Арктическое (А) — используется при экстремально низких температурах (до −50°C).
 
Применение
Дизельное топливо используется:
- В легковых автомобилях (особенно европейских);
 - В грузовиках, автобусах и спецтехнике;
 - В сельскохозяйственной технике;
 - В генераторах, кораблях, поездах и военной технике.
 
Преимущества дизеля
- Экономичность: дизельные двигатели расходуют меньше топлива.
 - Большой ресурс двигателя: они работают на меньших оборотах и служат дольше.
 - Высокий крутящий момент: особенно важен для грузовиков и внедорожников.
 - Меньше CO₂-выбросов (по сравнению с бензином, но больше NOx и сажи без фильтров).
 
Недостатки
- Шум и вибрация: дизельные моторы более шумные.
 - Выбросы сажи и NOx: требуют применения сажевых фильтров (DPF) и систем SCR (мочевина/AdBlue).
 - Сезонность: зимний дизель дороже и сложнее в производстве.
 - Чувствительность к качеству: некачественное топливо может засорить форсунки и ТНВД.
 
Стандарты
На территории СНГ чаще всего используется стандарт ГОСТ Р 52368-2005, соответствующий дизельному топливу класса Евро-4 и Евро-5.
В Европе применяется стандарт EN 590, который регулирует требования к качеству дизельного топлива, включая содержание серы и биокомпонентов.
